Уфа
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Поговорим /
Добавить в избранное
Версия для печати

Ажиотаж вокруг дата-центров


24.10.2007

Ажиотаж вокруг дата-центровОколо года назад несколько компаний объявили о начале строительства дата-центров. Сейчас они открылись, но дефицит этих услуг остался и даже стал еще острее. Некоторые сферы бизнеса не могут развиваться из-за того, что компаниям не хватает собственных мощностей для работы с информацией.

Многие компании сейчас достигли того уровня развития, когда дальнейшая экспансия невозможна без дополнительных ИТ-ресурсов. Однако бизнес зачастую неправильно прогнозирует собственные потребности в информационных технологиях. Это касается в первую очередь тех сфер, в которых потоки данных имеют ключевое значение. Но проблема увеличения объемов информации затрагивает практически любую компанию в стадии быстрого роста. Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort объясняет: «Сейчас новое время. История российского бизнеса еще не сложилась, не созданы правила, как нужно планировать ИТ-ресурсы. Многие компании просто не заложили в рост то, что строили в момент возникновения, и сейчас пришли к ситуации, когда имеющихся мощностей уже недостаточно». По словам Калинина, если бизнес развивается линейно и вырастает в два раза, то затраты на ИТ увеличиваются примерно в четыре раза. Усложняются задачи, становится больше их объем. И таких фирм, которые неправильно спрогнозировали рост своей ИТ-составляющей, на сегодняшний день довольно много. Именно поэтому мы теперь наблюдаем ажиотаж на рынке услуг центров хранения и обработки данных (ЦОД). Некоторые пытаются решать проблему подручными средствами – организуют серверные комнаты в обычных помещениях. «Но делать ЦОД на жилых или даже офисных площадях просто опасно и запрещено», – говорит Калинин. Сергей Сухоруков, технический директор департамента инфраструктурных решений компании «АйТи», объясняет ажиотаж на рынке ЦОД несколькими причинами. «В первую очередь, это взрывной рост объемов информации, хранящейся в корпоративных информационных системах», – поясняет он. Сухоруков приводит оценки западных аналитиков: «Даже в промышленно развитых странах рост объемов информации составляет 70 – 150% ежегодно. В России, где активно идет процесс информатизации практически во всех отраслях, можно смело говорить о ежегодном удвоении этих объемов». Вторая причина, по мнению Сухорукова, это активная консолидация во всех отраслях бизнеса. «Укрупнение предприятий и холдингов требует консолидации информационных ресурсов на базе ЦОДов. Растет и количество используемых бизнес-приложений. Обработку и хранение данных большого территориально-распределенного предприятия выгодно централизовать, это обеспечивает максимальную надежность обработки и хранения, а также утилизацию ресурсов (максимально выгодная загрузка вычислительных мощностей). В конечном итоге это ведет к снижению затрат на организацию обработки и хранения», – подытожил Сергей Сухоруков.

Сам себе строитель


Строить свой центр обработки данных – дело хлопотное и дорогостоящее. И здесь есть две составляющие – нужно найти помещение, которое соответствовало бы всем техническим требованиям. Это помещение придется превратить в большой холодильник, подвести к нему электричество. Либо можно арендовать метры в готовых «серверных» комнатах и поставить там свое оборудование. Какое именно «железо» будет греть там воздух – это уже другой вопрос. Чтобы этим заниматься самостоятельно, компаниям придется раздуть свой ИТ-отдел до размеров небольшой компании. Нанять специалистов, которых не хватает даже профильным предприятиям, поскольку стоят они дорого. Да и в этом случае совсем не факт, что получится организовать свой собственный ЦОД. Проблема в Москве не только с офисными и жилыми помещениями, мест для строительства дата-центров также практически нет. Помогают только лишь личные знакомства в мэрии, связи и неформальные отношения. По словам Сергея Шуршалина, генерального директора ЦОД, который открыла в сентябре компания ISG, именно знакомства в правительстве Москвы позволили найти место под этот проект. Хорошо, когда есть собственные площади, которые можно отдать под строительство дополнительных информационных структур. Например, компания «Аэрофлот» возводит новый дата-центр на терминале Шереметьево-2. Сергей Кирюшин, директор департамента информационных технологий «Аэрофлота», надеется, что второго ЦОДа компании хватит надолго. Новый дата-центр будет представлять собой огромный машинный зал, полностью принадлежащий «Аэрофлоту», хотя строить его будет сторонняя компания. Какая именно, сейчас решается – в настоящее время проводится тендер. Свой первый дата-центр «Аэрофлот» организовал в арендуемом помещении компании «Эквант» (торговая марка Orange Business Services). Техническим обслуживанием серверов, которые установлены в этом дата-центре, занимаются также сторонние специалисты из R-Style. Кирюшин говорит, что вопрос с созданием своего ЦОДа быстро не решается, но потребность во втором дата-центре была такой острой, что решили его строить в кратчайшие сроки.

Дорогой бизнес


Таких компаний, как «Аэрофлот», немного. За оборудование, аренду помещения и т.д. придется выложить немалые средства. Серьезную часть расходов занимает подключение электроэнергии. Калинин говорит, что за киловатт электроэнергии придется заплатить 45 000 руб. Для среднего ЦОД понадобится порядка 2 Мегаватт. То есть только за подключение электроэнергии нужно будет отдать примерно 2,5 млн евро. Шуршалин рассказывает, что строительство ЦОД им обошлось в 100 млн руб. Но тем не менее этот бизнес очень прибыльный. Затраты на строительство небольшого ЦОД окупаются за год. «Максимум, который можно получить из этого ЦОД, $10 млн в год, – подсчитывает Шуршалин. – Это в идеальных условиях. А если продавать оптовикам по средним ценам, выручка составит $5 млн». Из них 40% уйдут на расходы, а 10% – на амортизацию оборудования. Шуршалин пока не считает это направление приоритетным, но утверждает, что оно стратегически важное. По его оценкам, к концу года оборот всей компании ISG составит $200 млн, а оборот ЦОД в лучшем случае – $3 млн. Но Шуршалин уверен, что цены на эти услуги еще долго не будут падать. По его словам, сейчас спрос превышает предложение примерно в два раза. Клиенты нового ЦОД компании ISG самые разные. Это и мелкие фирмы, счет которых в месяц может составлять 5000 – 6000 рублей, и крупные сырьедобывающие компании – потребители услуг системной интеграции, а также оптовики, которые закупают большие объемы, а потом распродают их по частям. У многих компаний потребность в дополнительных мощностях настолько остра, что им нужны эти услуги прямо сегодня, хотя они и могли бы построить свой ЦОД. Например, одним из клиентов ISG является компания «Рамблер», у которой есть свой собственный ЦОД, но нет времени строить дополнительный. На строительство среднего ЦОД уходит примерно год. Чтобы его окупить, помещение нужно брать в аренду на длительный срок. Обычно компании арендуют место для дата-центра на десять лет. Этого срока вполне достаточно, чтобы оправдать затраты и хорошо заработать. Стоимость строительства ЦОД зависит от метража, но счет идет обычно на миллионы долларов. В идеале нужно рядом установить дизельную электростанцию на случай перебоев с электричеством в городе, а лучше даже иметь два резервных источника питания. К каждому серверу в обязательном порядке должен прилагаться свой ИБП (источник бесперебойного питания), не считая затрат непосредственно на устройства хранения данных и резервного копирования.

Нехарактерный бизнес


Калинин жалуется, что из-за возникшего дефицита дата-центров крупным системным интеграторам приходится строить их самим. За год объем услуг IBS DataFort вырос в два раза. Компания арендовала одно помещение, а сейчас – уже два по 200 кв. м каждое. Но и этого не хватает. «Мы бы хотели заниматься только обслуживанием и услугами обработки данных, а не строительством, – говорит Калинин. – Но отсутствие дата-центров сильно тормозит этот рынок, поэтому мы вынуждены сами готовить для себя платформу для дальнейшего развития бизнеса и заниматься нехарактерной для нас деятельностью». Подразделение IBS DataFort сейчас занимается огромным проектом в городе Дубне – строит гигантский дата-центр в свободной экономической зоне. Площадь будущего ЦОД составит 4000 кв. м. Первую очередь планируют запустить к концу следующего года. Всего предполагается восемь очередей. Калинин говорит, что такой проект окупит себя примерно за восемь лет. Хотя, по его словам, из-за острого дефицита к моменту запуска в эксплуатацию любого ЦОД в Москве или в ближайшем Подмосковье все его мощности обычно уже полностью проданы, подобно тому, как продаются квартиры или сдаются офисы в аренду еще до завершения строительства. Поэтому участники рынка сейчас с надеждой смотрят на регионы. «Если поставщик предоставляет услугу полноценного ЦОД с обслуживанием, резервным копированием и прочим, то клиенту должно быть все равно, где стоит его сервер – хоть в Туле, хоть на Камчатке, – объясняет Калинин. – В регионах сейчас и электричество дешевле, и мощностей свободных много». Регионы способны утолить столичный информационный голод. Правда, многие компании все-таки пока опасаются размещать данные на дальнем расстоянии и предпочитают физическую доступность. Но если их смогут убедить в надежности услуг и их качестве, придется согласиться на регионы. С другой стороны, в компании «Эквант» не воспринимают услуги ЦОД как серьезный бизнес, хотя предоставляют этот сервис своим клиентам. ЦОДы «Экванта» установлены в 37 городах. Дмитрий Иванников, генеральный директор компании «Эквант», объясняет, что эта услуга не является для Orange Business Services ключевой. «Скорее, это одно из дополнительных предложений, которое выделяет нас на телекоммуникационном рынке и позволяет предлагать заказчикам полный комплекс решений. На сегодняшний день наши заказчики отдают предпочтение именно хостингу – во многом это связано с внутренними политиками самих компаний в отношении информационной безопасности и аутсорсинга ресурсов», – поясняет он. При этом Иванников не отрицает, что на этом можно хорошо заработать: «Компании во всех развитых регионах России испытывают серьезный дефицит дополнительных энергомощностей. Этот факт значительно повышает стоимость проектов по строительству собственных ЦОД». Если для «Экванта» это не самый главный бизнес, то в компании «АйТи» создание ЦОД – одно из важнейших направлений. Объем бизнеса по ЦОД в «АйТи» составляет порядка 25% от всего инфраструктурного бизнеса компании. А в IBS на долю услуг дата-центров приходится 30,3% от общего оборота IBS DataFort.
Есть надежда, что благоприятная экономическая ситуация в России продлится еще долго. Тогда центры обработки данных в Москве станут практически золотым дном. А утолить растущий дефицит информационных услуг смогут регионы, когда инфраструктура там достаточно разовьется. В любом случае, это доходный бизнес на многие годы. Чувствуя это, многие поставщики услуг в области информационных технологий делают ЦОДы если не приоритетным, то одним из главных направлений бизнеса. ЦОДы этой осенью растут как грибы, но время богатого сбора еще не пришло.

"Компания".


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год