Данная тема серьезная и неоднозначная для восприятия общественности. Я, как эксперт-кинолог, очень люблю собак и искренне полагаю, что это чудесное животное дано нам свыше для того, чтобы скрасить и облегчить человеку жизнь. К сожалению, принимаемые властями меры по регулированию взаимоотношений человека и животных в городе часто выходят за рамки разумного.
Любая собака – животное очень сообразительное, умное и пластичное в психологическом плане. Она близка человеку и порой зависит от него во многом. Но при этом не стоит забывать, что это, прежде всего, животное. Поведенческие особенности его во многом зависят от условий обитания, физиологических циклов, социальных взаимоотношений с себе подобными и людьми. Собаки - социальные животные, и формой их существования является сообщество, которое чаще всего называется стаей, все члены которой подчинены строгой поведенческой иерархии (кстати, это относится и к собаке, живущей в семье). Это присуще практически всем собачьим животным.
Сегодня город перенаселен бродячими собаками. В любом подземном переходе или входе в метро можно увидеть дремлющих собак в окружении объедков, оставленных сердобольными старушками и «любителями» всего живого. При этом я не видел ни одного человека, который бы с умилением взирал на эту стаю. Эти собаки опасны и непредсказуемы, как большинство диких животных, какими бы милыми они ни выглядели. Несмотря на свой равнодушный вид, они постоянно контролируют ситуацию, а также свою территорию. Стоит на нее вторгнуться чужаку, в том числе человеку со своей собакой на поводке, как картина меняется. Мирно дремлющая стая превращается в скопище угрожающих фурий. И не каждый человек со своим питомцем сразу сможет дать им отпор. Такое случается не только в подземных переходах. Во дворах, парках сообщества бродячих собак являются хозяевами территорий. Они никого и ничего не боятся. При серьезной угрозе для себя моментально исчезают, а если противник слаб – нападают. Жена (она была к тому же в положении) сотрудника нашей редакции, гуляя в битцевском лесу, подверглась такому нападению. Неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы поблизости не оказались люди. Доброжелатели, раскладывающие объедки вокруг лежащих в переходах собак, на мой вопрос, почему, коль столь сильна любовь, не взять животное домой и ухаживать за ним, отвечали, что я, видимо, рехнулся. Честно говоря, такой поступок вряд ли имел успех. Собаки-парии (бродяги), вкусив дикой вольницы, неизменно стремятся на свободу, какой бы комфортной ни была их новая жизнь. Впрочем, бывают и исключения.
Усилия, предпринимаемые городскими властями, чтобы хоть как-то регламентировать количество этих парий, как правило, смехотворны и не дают результата. Все проекты по стерилизации бродячих собак утопичны и обречены на провал. Как контролировать этот процесс, если количество эти собак не известно?! Ветеринарные городские станции на это не способны из-за своей маломощности, а выделяемые деньги на подобные чудо-акции всегда находят применение. Забавными выглядят призывы к владельцам собак убирать в парках на прогулках за своими питомцами. А кто будет убирать и убирает ли за бродячими собаками (или бомжами), заполонившими город? В пример часто приводят западные города (Париж, Нью-Йорк и прочие), ведь там так чисто, так гуманно относятся к животным. Действительно, это так, но там и нет стай бездомных собак.
Во всех окружающих город лесах и лесопарковых зонах бродячим стаям живется еще более вольготно. Здесь они полноправные хозяева. Для окружающего животного мира они представляют реальную угрозу. По своему разуму и отличному пониманию поведения человека такие звери, как бродячие собаки, превосходят даже волков. Охотятся они стаями и наносят значительный вред молодняку любых животных.
Мне представляется, что любовь к животным должна быть разумной. Сегодня, если мы хотим без опасения входить в метро или гулять с детьми в парке, вопрос с бродячими собаками можно решить только одним способом.
|